Инновационная деятельность
В соответствии с ФГОС дошкольного образования большое внимание в практике дошкольного образования уделяется построению образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития (п.3.2.1). Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, обеспечение поддержки инициативы детей в различных видах деятельности невозможно без участия семей воспитанников в образовательном процессе.
В связи с целями дошкольного образования необходима система поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, создающая возможности для вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (п. 3.2.8.).
Дошкольная образовательная организация должна представлять пространство интеграции общественного и семейного воспитания, в котором обеспечивается психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также учитываются образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов (п. 1.6.).
В таком пространстве создается социальная среда взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей, в которой реализуются образовательные инициативы не только педагогического коллектива, но и семей воспитанников на основе их образовательных потребностей и интересов.
Понятие «образовательная инициатива» рассматривается нами как практика в области образования, инициированная различными участниками (педагогами, родителями воспитанников, детьми, профессиональными или общественными группами, учреждениями, организациями, органами управления), дающая положительный социокультурный эффект в изменении качества образования, педагогической деятельности и социальной жизни, имеющая позитивный резонанс и поддержку в профессиональном сообществе и субъектов образовательной деятельности (педагогов, детей, родителей).
В период июнь 2018 –май 2023 на базе нашего дошкольного учреждения работала региональная инновационная площадка. Тема площадки выбрана нашим педагогическим коллективом не случайно. В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации и индивидуализации.
Детско - родительское сообщество – дополнительный компонент воспитательного процесса и форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Организация детско-родительских сообществ обеспечивает практику реализации образовательных инициатив семей воспитанников на основе их образовательных потребностей и интересов.
Изучив образовательные потребности и интересы семей, социальный статус, готовность к сотрудничеству, определили группы родителей с учетом их образовательных инициатив.